1. На этой странице говорится о любимейшей игре музыкальных инструментов под названием КОНЦЕРТ.
Давно, а именно в конце XVI – нач. XVII века, музыкальный мир узнал латинское слово концерт.
– Концерт – значит соревнование, – говорили одни знатоки. – Соперничать, соревноваться, спорить – вот лучший закон для общей музыкальной жизни.
– Концерт – значит согласие, – говорили другие, знающие не меньше. – Лучше всего жить по закону согласия и сотрудничества.
Одни говорили: спорить, другие: соглашаться. Кого слушать? А мудрость-то вся оказалась в том, что слушать надо и тех и других, что соревнование вовсе не помеха согласию. И начал жить музыкальный мир по двум законам сразу. Иначе говоря, в концертном стиле.
А мы и по сей день называем концертами музыкальные собрания. Где отдельные выступления соперничают друг с другом, а всё вместе соединяется в общий музыкальный праздник.
Но это еще не игра была, а только тренировка. Длилась она сто лет, до конца XVII века, пока в обществе музыкальных инструментов не пробудился республиканский дух.
«Не пора ли нам большую инструментальную игру затеять? – решили инструменты. – Пусть, соревнуясь, каждый проявит себя в полном блеске, как положено в истинно демократическом обществе. И пусть в согласии с другими об общем благе заботится. Чем не республика музыкальных инструментов?!»
И стали они, встречаясь вместе, с удовольствием играть в республику. И назвали эту игру большой концерт – по-итальянски кончерто гроссо.
Всякий раз для игры инструментальное общество выбирает из своей среды несколько самых активных ведущих инструментов – что-то вроде руководящего совета или парламента. По демократическому обычаю руководящий орган должен оправдать оказанную честь – постоянно держать ответ перед обществом. Вот инструментальное общество дружно, все, как один, выступает с какой-то темой. Ведущие инструменты поддерживают начатую тему как можно убедительнее, ярче. Все настаивают на своем, а лидеры стараются быть еще искуснее в ответах. Да при этом не только с обществом состязаются на заданную тему, но и друг с другом – кто больше отличится. А выигрыш одни на всех – общая радость, общий праздник. Старинные кончерто гроссо звучат светло и безоблачно. Может, потому, что в старину, играя в республику, инструменты больше пора ценили согласие, единодушие.
2. Но потом пришли к ним другие настроения. Решили они игру поострее сделать, азарту в ней прибавить. И появился сольный инструментальный концерт (соло в переводе с ит. – один). Или так: концерт для … с оркестром. Вместо точек название какого-то инструмента. Подставьте под каждое фото правильное название. Конечно, чаще других тут встретить можно рояль, скрипку, виолончель. Талант у них к этой роли особый.
А быть главой, можно сказать, президентом инструментальной республики – роль исключительно ответственная. Один (соло) и целое инструментальное общество! Тут уж в лидерах должна быть особенно яркая личность. Тут от главы настоящая доблесть требуется (недаром его виртуозом называют, что значит доблестным).
Да и общество, то есть оркестр, уже не то, что в старом кончерто гроссо, – беспокойное, разноголосое. Каждый инструмент свой характер показать не стесняется. И очень любит это инструментальное общество всякие острые вопросы задавать, самые сложнее проблемы ставить. А инструменту-лидеру испытание: попробуй-ка на высоте положения в такой игре остаться.
Что ж, чем ярче в демократической республике дух соревнования, тем достойнее выглядит согласие.
Сама игра в концерте идет обычно по такому плану: первая часть игры быстрая. С бурными событиями, вторая – медленная, с глубокими переживаниями, третья – снова быстрая, праздничная. Иными словами, трижды проверяет себя инструментальная республика во главе с инструментом-лидером: сначала в действии, потом в размышлении, а потом в радости. Разве это не мудро?