Повесть о простом парне по прозвищу Джаз, который стал настоящим героем своего времени.
Кто он? Откуда явился к нам? Какой его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя:
ДЖАЗ,
Вроде клички какой-то или прозвища. 100 лет назад Атерика и Европа бурлили разговорами о каком-то Джаз-банде.
– Кто он? – возмущались одни.
– Кто он!!! – восхищались другие.
– Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. Вы слышали, какой шум от него? Вы видели, как он развязан в движениях? И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!!
– Он парень что надо! – больше первых горячились вторые. – А ведет себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев!
Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность.
Всем известно итальянское слово банда – шайка преступников. У музыкантов на этот счет особое мнение. Банда, по-анг., произносится «бэнд» – небольшой оркестрик, в основном из духовых инструментов. Такими бэнд-оркестриками, играющими марши и танцы, полна была Америка лет сто назад.
Слово джаз появилось впервые в печати в 1916 году. А слово бэнд прибавляли рядом по привычке.
А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Негры жили трудно, но веселились с азартом и вдохновением. Небольшие оркестры разъезжали на грузовиках и устраивали настоящие музыкальные сражения. Судила собравшаяся толпа.
– А знаете ли Вы, какая участь ожидала побежденный оркестр?
– С шумным весельем толпа привязывала один грузовик к другому – побежденные тащили победителей. Вот такое уличное воспитание получил в детстве наш Джаз.
Сорванец с улицы подрос, и лет приблизительно в 15 отправился из родного города на людей посмотреть и себя показать.
Да к тому же время пришло и о заработке подумать. Больше всего работы оказалось в двух городах Америки – Чикаго и Нью-Йорке. Работа пришлась ему по вкусу – развлекать публику музыкой и танцами в клубах и увеселительных заведениях.
Так прошла ранняя юность нашего Джаза…
А через несколько лет у Джаза уже была мировая слава. Джаз разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести верных друзей. Талантливые люди в разных странах не просто подражали Джазу, а делали это по-своему.
Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьезного дядюшки Спиричуэл а, грустного дядюшки Блюза, веселого дядюшки Регтайма.
Серьезный дядюшка Спиричуэлс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором еще рабы с плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев в Америку.
Грустный дядюшка Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы пелись обычно в сопровождении банджо или гитары.
Веселый дядюшка Регтайм – танцевальная музыка особого склада, популярная в Америке как раз перед появлением джаза.
Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьезно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. Его стали видеть в филармонии и оперном театре.
Но Джаз оставался Джазом, и преданные друзья узнавали его во всяком виде, любили во всяком настроении.
Излюбленные инструменты джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон. А в общет-то джаз охотно принимает любые инструменты.
Джаз ошеломил всех невиданными, вызывающе вольными танцами с непривычными названиями: шимми, тустеп, фокстрот, буги-вуги. Причем и сами музыканты играли не чинно, как прежде бывало, а словно танцуя. Джазу, как воздух, необходимы движения. Без них он просто задыхается.
Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов: трубача Луи Армстронга, певицы Эллы Фитцджеральд, пианиста Дюка Эллингтона, композитора Джорджа Гершвина и других.
Главная отличительная особенность музыкального языка Джаза – ритм!
Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100 лет. По человеческим понятиям – старик. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями.