Хоровой «ВУЗ»
(Возможность Успешно Заниматься.
Возможность Универсально Звучать)

Югорск
+7 (34675) 248-33

Форма обратной связи
info@smolokova.ru

ГлавнаяУчащимсяСловарь в рассказахМузыкальные инструменты

Струнные смычковые инструменты

струнные смычковые инструментыПочему это от маленьких ждешь всегда высокого звука, а от больших – низкого? Слон басит, а мышь пищит. Почему не наоборот, спрашивается? Бывает, конечно, вдруг «молвит малюточка басом» а человек великаньего роста неожиданно что-то пропищит. Так ведь потому и странно это, что ждешь от них совсем другого. И в самом деле, почему так? Да потому, что  физика здесь свои законы диктует.

Чем больший размер того, что звучит, тем ниже будет звук. Неважно, что именно звучит, - все, что может звучать: крылышки у насекомых, голосовые связки у животных или человека. Столб воздуха в духовом музыкальном инструменте…

А у струнного инструмента – СТРУНЫ. Длиннее и толще струны – звук ниже, короче и тоньше – звук выше.

На картинке четыре инструмента-родственника. У какого из них голос самый высокий?.. Самый низкий?..

…Правильно, у скрипки – самый высокий, у контрабаса – самый низкий.

Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Новый инструмент обладал и более сильным звуком, и значительно большими виртуозными возможностями. И вскоре скрипка вытеснила своих предшественниц. Уже в конце XVI века появились великолепные скрипки так называемой кремонской школы. Скрипичные мастера семейств Амати, Гварнери и Страдивари, жившие в итальянском городе Кремоне и из поколения в поколение передававшие секреты своего мастерства, славились своими инструментами. И поныне их скрипки непревзойденны по качеству. Ценятся они очень дорого, и в нашей стране охраняются как государственное достояние. Большинство их находится в государственной коллекции. Играют на них лучшие скрипачи Советского Союза.

Современные смычковые – скрипка и появившиеся вслед за нею альт, виолончель и контрабас – похожи друг на друга и отличаются, в основном, размерами. Их форма произошла от формы виолы, но более изящна и продуманна. Основное отличие – круглые «плечи». Лишь у контрабаса они покатые: иначе исполнителю трудно нагибаться к струнам.

Во время игры разные из смычковых держат по-разному: скрипку и альт – горизонтально, положив на плечо и придерживая подбородком. Виолончель и контрабас – вертикально, упирая в пол остроконечной металлической подставкой.

По тембру все струнные смычковые очень похожи друг на друга, хотя, конечно, не одинаковы. Высота же звуков зависит от величины корпуса и длины натянутых на него струн, вот тут-то инструменты сильно отличаются один от другого. Самая низкая нота у великана-контрабаса на две с лишним октавы ниже самой низкой ноты скрипки (соответственно -- ми контроктавы и соль малой октавы).

Струнные смычковые инструменты играют главную роль в оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов.