«Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина – простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу.
Бас – самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso – низкий). Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак (низкий) в «Князе Игоре» Бородина; Фарлаф в «Руслане и Людмиле» Глинки; дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини; Мефистофель в «Фаусте» Гуно; Кутузов в «Войне и мире» Прокофьева... Только из этого перечисления ясно, какие богатые возможности таит в себе бас, какие разнообразные характеры от возвышенно героического до ярко комедийного может он воплотить.
Имя знаменитого певца-баса знают, без сомнения, все. Это Федор Иванович Шаляпин. Голос его – высокий бас – был исключительным по красоте, богатству и мягкости тембра. Благодаря очень большому диапазону голоса, Шаляпин иногда исполнял и партии, написанные для баритона, и создал незабываемую галерею оперных героев: Ивана Сусанина, Бориса Годунова, Демона, Мефистофеля и многих других.
Прославились и такие советские певцы-басы, как А. Пирогов, М. Михайлов, И. Петров, Б. Гмыря. А сейчас можно назвать солиста Большого театра Е. Нестеренко: с огромным успехом выступал он в разных странах, в том числе и на сцене знаменитого миланского оперного театра «Ла Скала».
Существует особый, самый низкий вид басов, так называемые басы-октависты, который встречается только в русских хорах. Этот голос имеет особенно густое басовое звучание. У него глубокие и мощные низкие ноты. Диапазон басов от фа большой октавы до фа первой.