«Стих-наказ существует с XVIII века в монастырях, где певчих обучали пению. Есть поверие, что он пришел из Италии от самого маэстро Н. Порпора (итальянский композитор и педагог VIII века). Об этом мне поведал регент хора Александро-Невской лавры в 1965 году». Так пишет в своей книге «Механика пения» профессор К.И. Плужников, народный артист России, в прошлом ведущий тенор Мариинского театра.
Чтоб красиво петь до гроба,
Купол сделайте из нёба,
Станьте полым, как труба,
И начните петь со лба.
Ощутите точки две:
В животе и голове;
Провалите на живот;
И пошлите звук вперед.
Чтобы петь и не давиться,
Не забудьте удивиться:
Вдох короткий, как испуг,
И струной давите звук.
Если вы наверх идете,
Нужно глубже опирать -
Всех тогда «переорете»,
Хоть и нечем «заорать».
Если вниз идете вы, —
Не теряйте головы;
Не рычите, словно зверь —
«Открывайте мягко дверь».
Что такое звук «прикрыть»?
Очень трудно объяснить.
Чтоб прикрытие найти,
Нужно к «Е» прибавить «И».
«А» — где «О», а «О» где «У»,
Но не в глотке, а во лбу,
И со лба до живота. –
Лишь провал и пустота.
Пойте мягко, не кричите,
Молча партии учите;
И не слушать никого,
Кроме Бога одного!
Однако существует и другая версия авторства.
Это стихотворение не имеет к Порпоре никакого отношения. Его автор – солист Мариинки Юрий Шкляр (1955-2006), а написано оно ко дню рождения его учителя Е. Г. Крестинского – видного отечественного вокального педагога, преподавателя Горьковской/Нижегородской консерватории. В шутливой форме стишок отражает суть его вокально-педагогических принципов. И опубликовано оно в его (Шкляра) книге «Острый угол моей жизни. Мысли вокалиста».
Правда, если верить Плужникову, то он услышал этот текст, когда Шкляру было 10 лет от роду (в 1965 году)... А если верить иным источникам, то текст сей написан в начале 80-х годов XX века и последнее четверостишие в оригинале звучало вот так:
«Пойте мягко, не кричите.
Деда, а не Бога, поскольку у Крестинского в консерватории было прозвище – Дед.
Но так или иначе – все пути ведут в Мариинку...