Екатерина II Алексеевна Великая,
императрица всероссийская с 1762 по 1796 годы
«Во главе образования поставить нравственное воспитание, стремление к добру, физическому здоровью и развитию без всяких принудительных мер, чтобы учителя и воспитатели были лишь помощниками, облегчающими детям их самостоятельность.
Здоровое тело и умонаклонения к добру составляют все воспитание. Рекомендуется дважды в день открывать окна, и чтобы, как возможно, летом и зимою были бы на вольном воздухе.
Питая в детях веселость нрава, нужно отдалять от глаз и ушей их все плохое и противное, как-то: печальные воображения; наводящие уныние рассказы и всякия малодушие, наводящие негу и ласкательства. Не оставлять никогда детей в праздности.
При всяком учении не держать детей более получаса, и кончить всегда прежде, нежели они будут скучать.
Детям трудно иметь прилежание. Страхом научить нельзя, а когда учиться будут непринужденно и добровольно, то заниматься будут охотно, так же как играть.
К учению не принуждать, а за отличия хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы насколько возможно облегчить детям учение.
Запрещается принуждать детей учить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет, так как запоминать легче повторением.
Обходиться с детьми вообще как со взрослыми людьми, и для того, говоря с ними, употреблять здравый рассудок и выражения с летами воспитанников сходные. Выговоры чинить детям наедине и всегда со спокойным голосом, а хвалить всегда при свидетелях.
И вот тогда мы сравняемся с лучшими европейскими странами во всех свободных науках, а также обеспечим будущее нашим детям».
Источник: Новая газета, № 58 от 1 июля, 2011 г.
Сергей Казарновский: Я очень хочу верить в сказку