Хоровой «ВУЗ»
(Возможность Успешно Заниматься.
Возможность Универсально Звучать)

Югорск
+7 (34675) 248-33

Форма обратной связи
info@smolokova.ru

ГлавнаяПортфолио

Эссе

«Музыка в моем мире»

(«Я – педагог дополнительного образования»)

«Музыка, это великий договор с Творцом»

М. Казиник 

Пока культура, цивилизация находят удачные ответы, они развиваются, а когда перестают это делать – умирают. Главное – уметь найти верный ответ на вызов, пусть и случайный.

Много ли случайного в нашей жизни? Могу признаться: в моей – много.

Мои случайности

Случайно ли то, что я, обучаясь в музыкальной школе Алапаевска, проходя по тропинкам сада, находясь в стенах школы, постоянно ощущала повышенную ответственность? Ведь школа располагалась в доме, где часть детства провел великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. Да, случайно.

Случайно ли то, что моя учительница по хору Елена Владимировна, оценивая, называла всех и меня, в том числе, как солистку хора «…народный артист СССР…, …заслуженный деятель культуры…»? Да, случайно. Мы себя и чувствовали на сцене как «Народные артисты» с большой буквы.

Случайно ли то, что мне пророчили математическое будущее, а я поехала поступать в училище им. П.И. Чайковского (г. Свердловск) «за компанию», как все? Да, случайно.

Случайно ли то, что приехав по личным делам в Екатеринбург, проезжая мимо Уральского государственного педагогического университета, я увидела рекламу для абитуриентов, решила продолжить свое образование и поступила на бюджет? Да, случайно.

Случайно ли то, что находясь в статусе домохозяйки в феврале 1999 года, я прогуливалась с ребенком мимо Детской школы искусств города Югорска, зашла к директору Анатолию Михайловичу и на свой прямой вопрос: «Вы нуждаетесь в преподавателях по хору? Я – хороший хоровик», в ответ сквозь улыбку услышала: «Нуждаемся». Да, случайно.

Случайно ли то, что на просьбу администрации подкинуть идею городского праздника, родился проект «Хоровые игры» и я стала победителем конкурса «Человек года – 2014»? Да, случайно.

Список случайностей можно продолжать. Но в этом ряду случайностей можно увидеть закономерность. Случайности – вызовы, которые бросает жизнь и на которые тебе нужно найти ответ.

И вот в результате случайностей, оказавшихся закономерностями, я – преподаватель, педагог дополнительного образования. Это тоже вызов: ведь от педагога все постоянно хотят, чтобы он давал знания и блестящие результаты, все знал, всех понимал и всему соответствовал. Он должен найти подход к каждому ребенку, уметь разрешить любые ситуации и дать ответы на любые вопросы. Например: «Что будет, если не заставить ребенка выучить урок, а вызвать его интерес? Что будет, если сделать процесс обучения радостным и улыбчивым?»

Моя миссия

Понимание своей роли, миссии как педагога пришло постепенно. Каждый первоклассник, как молчащий до поры до времени музыкальный инструмент, ждет своего часа. Кто-то подобен нежной, трепетной скрипке, ведет свою партию тонко, проникновенно. Кто-то, как духовые, чувствует музыку физически, всеми легкими, на уровне вибраций. Кто-то, как ударные, испытывает удовольствие от акцентов, ритма, экспрессии.

Много потребуется приложить усилий, чтобы каждый ученик начал петь, заговорил на языке музыки и, может быть, исполнил в будущем свою лучшую партию. Важно, чтобы на хоре не было «молчащих» инструментов – глухих к музыке учеников, которых она оставляет равнодушными. Главное – интерес. А стопроцентное запоминание материала и изменение отношения к учебному процессу вообще является «побочным эффектом».

Сколько прекрасных ориентиров для моих ребят и для меня дает музыка! Но каким я должна быть педагогом, чтобы воспитать своих учеников высоконравственными, любознательными, творчески мыслящими людьми? Ответы на этот вопрос дают мне сами дети:

Они – любители неожиданных вопросов, требующие от меня глубоких профессиональных знаний, а значит, и непрерывного самообразования.

Они – цифровые аборигены, а это значит, что я должна быть с учениками на одной инновационной волне!

Они – живые и непоседливые, и я должна построить урок таким образом, чтобы потребность быть деятельными воплотилась на уроке в полной мере. Иначе – скучно!

Они – дети эпохи, когда информационные границы стираются, межкультурное пространство развивается, а, значит, моя задача быть медиатором между учениками и миром.

Если мои учащиеся воспринимают обучение на хоровом отделении как квест-игру, со своей неповторимой средой – «миром», в котором развивается действие, с разными уровнями сложности, то я – педагог – разрабатываю в реальном времени пошаговую стратегию с разными маршрутами под названием «МОЙ коллектив», «МОЯ школа».

Мой коллектив

Мой хор. Ты и все. Все и ты… Музыкальная гармония в хоре начинается с маленькой точки в центре класса. Там перед всеми учащимися – я – руководитель, дирижер. От меня зависит, как прозвучит мелодия: просто, обыденно или неожиданно, ярко. Оказавшись в хоре, начинаешь понимать, что каждый в этом мире должен найти свое место, спеть свою партию. Педагог отвечает за то, чтобы каждый учащийся на уроке проявил свою индивидуальность и вместе с тем ощутил себя частью целого творческого коллектива.

Я делюсь со своими учениками лучшим, что дарит мне музыка. Мы участвуем в различных музыкальных проектах города и округа, социокультурных проектах школы и, понимая ценность коллективного творчества, мы реализуем этот опыт в концертах своего класса. Здесь ребята становятся сценаристами и режиссерами, исполнителями и организаторами. Для нас дороги те минуты, когда в качестве благодарности мы слышим добрые слова и аплодисменты зрителей.

У каждого моего выпуска всякий раз новое звучание – своя музыкальная программа. Один «звучит» душевно и просто, как авторская песня. Для  другого – творческая жизнь в хоре – шумный и безудержно-искрометный джазовый фестиваль…. И в этой неизбежной музыкальной эволюции  я, как педагог, могу  пребывать бесконечно долго.

Моя школа

«Мирная» моя «армия» – это администрация, коллеги, и, конечно, родители. Работа с родителями – непростая наука. Я открываю им то, в чем вижу смысл своей работы с детьми, узнаю, в чем видят смысл своей родительской «работы» они. Взаимодействуя как партнеры, мы определяем векторы сотрудничества. Приглашаю их на специальные (для родителей!) открытые уроки по хору, приглашаю принять непосредственное участие в отдельных номерах концерта, поддержать нас на конкурсах, флешмобах. Словом, учу детей вместе с родителями, и учусь у них.

Школьная жизнь вовлекает в водоворот событий, открытий, эмоций, выжимает тебя как лимон, отнимая силы, и дает второе дыхание, вдохновляя на новые свершения. Странная вещь, но в долгожданном отпуске, ты начинаешь скучать по радостному приветствию своих учеников, по громкому пению в коридоре школы, по их вопросам – а что дальше? В голову начинают приходить интересные мысли, планы, подбираю программу, постоянно пребываю в поиске…. Водоворот продолжается… 

Мой мир

Почему я остаюсь в этом «безумном» месте под названием Школа, Коллектив? Потому что я вижу эти светлые, чистые детские глаза, слышу после многочисленных внеплановых репетиций и ответственных поездок на конкурсы восторженные отзывы, поздравления, встречные вопросы, один из которых звучит особенно: «А хор завтра будет?» Отвечаю: «Конечно, будет!» и понимаю, как важен для меня этот вопрос! Ведь если он возник, значит, ребятам интересны наши встречи! Они ждут новых открытий, общения, внимания, новой музыки в своем мире.

Музыка в моем мире – это одновременно вызов и подарок судьбы, одновременно образ моей жизни и моя профессия. Работа дает мне свободу  для творчества, возможность при каждой  встрече с детьми убедиться в колоссальной силе музыкального искусства  и его воспитательных возможностях. Я стараюсь пополнить «нравственный портфель» детей всем тем добрым, настоящим и ценным, что когда-то во  мне воспитали  мои родители, моя  школа и музыка.

Музыка в моем мире  звучит повсюду. Она, как живой источник, дающий мне силы жить, творить и трудиться.  

 

«Насильное обучение не может быть твердым,

но то, что с радостью и весельем входит,

крепко западает в души внимающим»

 Василий Великий, греческий писатель