Емельянов Виктор Вадимович ( г. Москва, Россия) – доцент, консультант по управлению голосом и развитию голосового аппарата, педагог, кандидат педагогических наук, исследователь, автор обучающей программы «Фонопедический метод развития голоса»
Автором фонопедической методики развития голоса является Емельянов Виктор Вадимович (кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой музыкального образования Тюменского Государственного Университета).
В прошлом профессиональному вокалисту и актеру, ему на собственном опыте пришлось убедиться, как важно иметь здоровый и развитый голосовой аппарат, как важно уметь правильно им управлять. Им была разработана уникальная педагогическая технология развития голоса, расширения его возможностей, освоение различных техник пения, в т.ч. скрип, носовой сонант, горловое пение и др.
Фонопедический метод развития голоса (ФМРГ) – это многоуровневая обучающая программа установления координации и эффективной тренировки голосового аппарата человека для решения речевых и певческих задач с неизменно высоким эстетическим качеством. Метод называется фонопедическим благодаря его восстановительно-профилактической и развивающей направленности.
ФМРГ успешно апробирован как за рубежом, так и в России. Были достигнуты великолепные результаты у детей с самым различным уровнем вокальных данных и подготовки, благодаря чему метод получил признание как в среде специалистов по вокалу, так и среди врачей-фониатров. ФМРГ Емельянова уже около 30 лет эффективно применяется на всех уровнях – от детского сада до консерваторий и оперных театров.
В ФМРГ обоснован каждый шаг, каждый звук. Метод позволяет совершенствовать голос применительно к каждому отдельному случаю, индивидуально к каждому ученику с учетом его природных особенностей. Развитие мышц, участвующих в звукообразовании, позволяет разрешать проблемы даже с травмированными голосами, голосовыми аппаратами с различными дефектами. Ни один звук в пении упражнений ФМРГ не возникает просто так. Это всегда какое-то особое «непевческое» и/или неречевое положение или действие голосообразующей системы, которое может иметь координирующее и тренирующее значение для нашего голоса.
«Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы. Он способствует улучшению психо-эмоционального фона человека, развитие и гармонизацию личности. Важной особенностью метода является развитие у ученика способности к самоанализу и самоконтролю, наблюдению за прогрессом в собственном обучении. Вокалист обретает способность понимать собственные восприятия, т.е. правильно себя слушать и слышать.
Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и независимо от какой-либо эстетики и традиций. В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма. Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от более грубого уровня к более тонкому. В стрельбе, например, нельзя сразу попасть в «десятку», сперва надо научиться попадать хотя бы в доску, на которой находится мишень! Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после — запищать и при этом осознает, что это разная механика, — это путь к интонированию.
Эти особенности положены в основу ФМРГ.
Интонационно-фонетические упражнения, которые не предусматривают высоких энергозатрат. Вся работа должна идти на уровне энергетики бытовой речи.
1-й цикл: Артикуляционная гимнастика
2-й цикл: интонационно-фонетические упражнения
№ 1.«Котик» (штро-бас)
Котик запрыгнул ко мне на колени,
Громко урчит, развалился в лени.
Я осторожно чешу за ушком,
Ласково глажу урчащее брюшко.
№ 2. «Страшная сказка»
Абстрактный вариант: |
Конкретный вариант: |
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ |
СЛУШАЙ… СЛУШАЙ ШОРОХ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ… СЛУШАЙ ШОРОХ ЧАЩИ ЛЕСА… СЛУШАЙ ШОРОХ: ЧАЩИ ЛЕСА ДЫШИТ. |
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ |
ВЫШЕ… ВЫШЕ ВЕТЕР… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ… ВЫШЕ ВЕТЕР ГАЛОК ГОНИТ ГУЛКО.
|
№ 3. «Канючим»
Абстрактный вариант:
У!
хххА, хххАО, хххАОУ, хххАОУ
Ы!
хххА, хххАЭ, хххАЭЫ, хххАЭЫ
№ 4. «Попрошайка»
Конкретный вариант:
ходит, ходит попроШАЙКА,
х х х х х х
просит, просит попроШАЙКА.
х х х х х х
дайте, дайте попроШАЙКЕ,
х х х х х х
всё, что просит попроШАЙКА!
х х х х х
№4. «Вопросы – ответы»
Абстрактный вариант:
у? у о? у а? о э? а ы? э ы? ы
У У У О О А А Э Э Ы Ы Ы
«Жираф»
Конкретный вариант:
У ЖИРАФА ЕСТЬ ВОПРО- ос?
ДЛЯ ЧЕГО ВЫСОКИЙ РО- ост?
ВИДНО С ЭТОЙ ВЫСОТЫ ы
ВСЕХ, КТО ПРЯЧЕТСЯ В КУСТЫ ы!
№ 5. «Бронтозаврик»
Абстрактный вариант:
У! У! У! У! У!
У УО УОА УОАЭ УОАЭЫ ХХХ
Ы! Ы! Ы! Ы! Ы!
Ы ЫЭ ЫЭА ЫЭАО ЫЭАОУ ХХХ
Конкретный вариант:
КТО-
О ТАМ ХОДИТ ПО БОЛОТУ ХХХ
НО-
ОГИ КАК У БЕГЕМОТА ХХХ
ГО-
ОЛОВА НА ДЛИННОЙ ШЕЕ ХХХ
ХВО-
ОСТ ЗА НИМ ЕЩЁ ДЛИННЕЕ ХХХ
№ 6. «Бегемот»
Сладко спит в своей постели бегемот – [ХР], [ХР]
Видит он во сне морковку и компот — [ХР], [ХР]
Спит он широко разинув рот — [ХР], [ХР]
И во сне он громким голосом поёт — [ХР], [ХР]
№ 7. «Винни Пух и Пятачок»
Винни Пух — звук на вдохе фальцетным режимом в низкой тесситуре, на выдохе в грудном: а-А
Пятачок — звук на вдохе и выдохе в фальцетном режиме в высокой тесситуре: а-а
№ 8. «Губной вибрант»
(Р) — ЗАРАБОТАЛИ МОТОРЫ — (Р)Ы
(Р) — НА МАШИНАХ ЕДЕМ В ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ВОЗВРАЩАЕМСЯ С ГОРЫ — (Р)Ы
(Р) — ПРОЕЗЖАЕМ ВО ДВОРЫ — (Р)Ы
№ 9. «Выдувание»
(У) — ЗАВЫВАЕТ ВЕТЕР — (У)
(У) — ПЕСНЬ ПОЁТ СВОЮ — (У)
(У) — ВЫ НЕ БОЙТЕСЬ ДЕТИ — (У)
(У) — ПЕСЕНКУ МОЮ — (У)
№ 10. «Слоник»
Слоник по двору ходил — [n],[n], [n],[n]
Слоник хоботом водил — [n],[n], [n],[n]
Мы за слоником пойдем — [n],[n], [n],[n]
Голос в хоботе найдем — [n],[n], [n],[n]
3-й цикл: упражнения на основе голосовых сигналов доречевой коммуникации (ГСДК)
№ 1. «Буквоежка»
[A]Ш [A]Ш [A]Ш [A]Ш и так далее в последовательности: Ш, С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, З, Ж.
№ 2.
1) Греть руки дыханием.
2) Перевести беззвучный выдох в шипение горлом – h.
3) [A]h [A]h [A]h [A]h
4) [A]h [A]A [A]h [A]A [A]h [A]A
5) «Волна»: х х х А х х х А х х х А х х х
6) «От шёпота до крика»: 1-10 (P mf f ff)
7) «Крик»
Раз, два, …. ДЕСЯТЬ!!!
Шёпот… крикнуть
8) «Крик — вой»
у!
[А]А!!! П
9) «Волна» с воем»:
у!
Х х х А х х х А х х х А П П х х х
10) «Крик — вой — визг»:
а!!!
у
[A]A
11) «Волна» с «Криком чайки»:
а![A]a![A]a![A]a!
у!
х х х А х х х А х х х А П П
№ 3. «Песенка про смех»
Это песенка про смех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Мы поем ее для всех — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Так смеются медвежата — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
И тигрята и слонята — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Они басом все хохочут — (Г)А(Г)А (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А
Все вокруг гремит, грохочет — (Г)А(Г)А Г)А(Г)А (Г)А(Г)А (Г)А
Это песенка про смех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Мы поем ее для всех — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Так смеются лягушата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
И цыплята и мышата — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Они тоненько хохочут — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а
Все вокруг свистит, стрекочет — (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а(г)а (г)а